Новости

20.07.2010

Заметки зрителя VII Фестиваля польского кино в Оренбурге

Репертуар VII Фестиваля польского кино был неожиданным и долгожданным. Хочется отметить, что наконец-то появилось документальное кино и короткометражные фильмы. Тенденцией последних лет идет внедрение в кино не тех полнометражных фильмов, где не всегда можно уловить все эмоции режиссера и увидеть глазами оператора, чего нельзя сказать о "короткометражках". Фильм идет всего 5-10 минут, поэтому внимание зрителя не рассеивается, а как раз таки акцентируется на фильме.

Положительным моментом в связи с этим можно назвать включение в программу показа фильма "Приходи на небеса". Замечательный фильм без слов, но с массой эмоций. В фильме показываются последние 5 минут жизни женщины из дома престарелых. Казалось бы, фильм как фильм, но внимание зрителя привлекает именно контраст: то нам показывается милая, улыбающаяся бабушка, смотрящая на девочку, бегающую по полю с розовыми шарами, то показывается девушка-санитарка с полным отсутствием радости на лице. Вот именно этим фильм и привлекает внимание зрителя. Пожилая женщина не думала о печальном настоящем, о том, что она живет в доме для престарелых, она жила в своем мире детства: красивом, светлом и беззаботном.

Казалось бы, таким же детским, светлым и беззаботным должен был быть анимационный фильм "Эстерхази" режиссера Изабеллы Плучиньской. Но нет, уже после первых минут просмотра понимаешь, что это не детский мультфильм, а именно мультфильм для взрослых. Глазами кролика показываются судьбы людей, которые жили в Германии до разрушения Берлинской стены. Кролик символичен в этом анимационном фильме. Это люди, которые пытаются найти себя в этой жизни, которые борются за свободу: не только свободу передвижения, но и свободу мысли, слова

В продолжение темы новинок фестиваля хотелось бы отметить блок документальных фильмов. Так, например, фильм "Поколение 89" отличается необычностью преподнесения. Необычность заключается в том, что здесь показывается не современная молодежь, а молодежь 80-х, когда Польша боролась за независимость. Фильм является не только интересным для просмотра, но и поучительным. Во-первых, для меня, как представителя молодежи, было неожиданно увидеть то, что оказывается в Польше не так уж и хорошо жилось в Советское время, а, с другой стороны, я увидела, что молодежь-то была всё та же, что и в Советском Союзе. Все боролись за свободу, отстаивали свои права.
Макиавелли говорил: "Цель оправдывает средства". Молодёжь сделала то, что не смогло сделать более взрослое и опытное в жизненном плане поколение. Не смогло сделать не потому, что не хотело, а потому что смелости, той настойчивости, упорства и юношеского максимализма, которые так присущи молодёжи, им не хватило.

Фильм четко показал, что нужно бороться, нужно кричать, и только тогда тебя услышат.

Я, как представитель современной молодёжи, поддерживаю то поколение во всём: в их взглядах, образе жизни, стремлении к свободе мысли, слова. За нами будущее. Мы должны учиться на ошибках прошлого и использовать положительные моменты в будущем.
В продолжение темы молодежи отмечу фильм "Я люблю Польшу". Замечательный фильм. Для меня он особенен не потому, что я увидела современную молодежь Польши, а потому, что я поняла, о чем она думает, чем живет. Приведу пару фраз из фильма, которые мне запомнились больше всего: "Женщин нельзя допускать к политике. Существует две категории женщин: одни дамы, другие ведьмы. Первые ничего не знают, вторые знают всё" или "Вы все должны соблюдать иерархию, слушаться старших по иерархии. Вся жизнь проходит через послушание. Вот на столе лежит телефон, он включен. Если мне кто-нибудь позвонит, я не возьму, потому что читаю вам лекцию, если позвонит начальство, я возьму, потому что начальство надо слушать и выполнять их приказы". Конечно, я не согласна с этими высказываниями, я не согласна с гонениями на сексуальные меньшинства. Всё это напоминает мне зарождение фашизма в Польше, но это молодежь. Сколько людей столько и мнений, каждый имеет право придерживаться своей жизненной позиции. Вот этим наличием свободы слова и отличается данный фильм от предыдущего.

Нельзя не обратить внимание и на документальный фильм "Химия". Замечательный, трогательный фильм. Этот фильм - это не просто 50-минутное наблюдение за больными раком людьми, готовящимися пройти курс химиотерапии, это фильм о судьбах людей, которые волею судьбы оказались в одном месте с одной и той же проблемой. Целью режиссера было показать не просто то, какие они - люди, страдающие раковыми заболеваниями, а указать на то, что на этом жизнь не заканчивается. Люди могут прожить с этой болезнью еще годы, сделать много полезных дел, подарить всему миру радость и улыбку, а быть может, даже и новую жизнь в фильме тоже прослеживается контраст: здесь показаны люди разных полов и возрастов, люди разных профессий и взглядов. Но все они борются за жизнь, пусть каждый по-разному, но это всё-таки борьба. Мне запомнилась фраза одной женщины, эта фраза закралась мне глубоко в сердце, и я ее запомню на всю жизнь. Эта женщина сказала: "А знаете почему стоит жить? Жить стоит потому, что каждый день не похож на предыдущий". Наша жизнь, как зебра, она состоит из черно-белых полос. Главное, пережить черную полосу, тогда наступит белая и прошлое мы будем вспоминать как страшный сон. На протяжении всего фильма постоянно показывается летящий высоко в небе самолет. Я в этом увидела некую символику. Я думаю, что летящий самолет - это символ свободы, свободы, которую обретут люди, прошедшие курс химиотерапии. То есть после этого курса лечения они смогут вернуться к нормальной жизни и стать обычными людьми с обычными житейскими проблемами.

Вера во всё хорошее также прослеживается и во всей программе показа блока художественного кино: "Катынь", "Я есть", "Четыре ночи с Анной", "Всё будет хорошо", "Малая Москва" и фильме, закрывшем Фестиваль, "Кароль. Человек, который стал папой". Каждый из этих фильмов заслуживает особого внимания и будет подвержен подробному анализу.

VII Фестиваль начался с просмотра фильма "Катынь" всемирно известного режиссера Анджея Вайды. Скажу честно, смотрела фильм уже в третий раз. И уже в третий раз ощущала всё новые эмоции. Грустный, очень грустный фильм, но он глубоко личный. Нельзя сказать, что это фильм для массового просмотра, он с нотками документализма. Ведь действительно, это фильм об отце Анджея Вайды. Интересна форма подачи фильма: то мы видим польских офицеров, которых как скот сажают в товарные вагоны и везут в Россию, то мы видим кучу раненых и мертвых солдат, погибших за свою страну, то мы видим семьи военнослужащих, жен, ждущих своих мужей после окончания войны, матерей, ждущих своих сыновей, несмотря на наличие фамилии в списке погибших в Катыни. Фильм пронизан надеждой и оптимизмом в светлое будущее. Героиня фильма как-то сказала: "Запомните, Польша никогда не станет свободной". Но она была не права. Польша боролась за свои права, она их заслужила. Теперь Польша полноправный член Европейского Союза, Польша - это государство, с мнением которого считаются и другие державы.

После просмотра фильма у меня родились следующие строки:

Письмо офицерской вдовы

Пишу письмо я в никуда.
И Богу лишь свои молитвы.
Не верю, что не свидимся мы никогда,
Хожу по лезвию я острой бритвы.

Пишу тебе, мой дорогой,
Письмо без адреса доставки.
Вся жизнь оборвалась одной строкой,
Когда читала список я на лавке.

И вдруг остановилось всё вокруг,
И сердце биться перестало.
Я потеряла сразу вдруг
То, что годами сохраняла:

Надежду Веру, Но Любовь
К тебе я всё же сохранила.
Сожму я пуговицу вновь,
Что память о тебе мне освежила.

Сижу, листаю в сотый раз
Дневник, размытый весь от боли.
И снова капают из глаз
Слезинки нашей вдовьей доли.

Молюсь за вечный твой покой,
Чтоб спал спокойно ты в могиле.
Стоял за Польшу ты горой,
И дети память сохранили.

Пишу опять я в никуда
И Богу лишь свои молитвы.
Не верю, что не свидимся мы никогда.
Устала быть на острие я бритвы


Думаю, что это стихотворение подробно разъяснило моё отношение к этому фильму и моё сочувствие польскому народу в связи с этим несчастьем 70-летней давности.

А теперь я хотела бы высказаться по поводу фильма "Я есть". Весь смысл фильма заключается в одной фразе, а точнее в ответе главного героя Кунделя на вопрос: "Зачем ты существуешь?" "Я есть" - прекрасная оптимистичная фраза, несмотря на трагичность фильма. Ведь "Я есть" - это не комедия, это драма. Да, в фильме присутствуют нотки комедии, но больше в нем трагедии. Фильм тем и ценен, что показывается жизнь 11-летнего ребенка, брошенного живой, здоровой матерью, не готовой воспитывать сына. Но, несмотря на это мальчик не начал пить, курить или нюхать клей. Нет. Он пошел собирать металлолом, чтобы прокормить себя. Заметим один момент в фильме, когда женщина-официантка предложила Кунделю не расплачиваться за съеденный суп, но Кундель оставил деньги на столике. Этот момент показывает то, что, несмотря на бродяжнический образ жизни, мальчик не потерял чувство гордости и собственного достоинства. Мальчик горд тем, что он остался Человеком с большой буквы в этом серой массе безразличного ко всему общества.

Этим же оптимистичным смыслом наполнен и фильм "Всё будет хорошо". Несмотря на смерть матери, мальчик не теряет смысл жизни, он продолжает жить. Павлу всего 12, у него вся жизнь впереди, казалось бы, он еще не до конца сформировавшаяся личность. Но нет. Павел внутри уже взрослый человек. Своими поступками он заставляет взрослых людей подражать ему, в частности тренер Павла прекращает пить.

Сейчас я вспомнила фразу из фильма: "Бегут все, но побеждает один". Так и в жизни. Мы все стремимся победить, занять достойное "место под солнцем", но дано это сделать лишь сильнейшему. Так вот Павел - это сильная личность, пример для современной молодежи.
"Четыре ночи с Анной". Странное название, вызывает бурную фантазию в молодых умах. Как потом высказывалась молодежь после просмотра этого фильма, кстати, которой на показе Фестиваля порой было даже больше, чем людей более взрослого поколения,: "Мы пришли на фильм с мыслью о том, что он будет наполнен эротическим содержанием. А там всё оказалось на много интересней". В фильме показывается судьба Леона, человека сломленного окружающим обществом. Всюду на протяжении фильма его преследует смерть и негатив: то на его глазах машина наезжает на человека, то у него умирает бабушка", а то ему в силу работы приходится сжигать фармацевтические отходы. Анна была его единственным лучиком в этом темном царстве. Она была его музой и надеждой на всё хорошее но и она оказалась такой же, как и все обычной частью серой массы общества.

В конце фильма мы видим белую стену, на которую наткнулся главный герой фильма. Кто-то расценит это как тупик в жизни Леона, а я увидела в этой стене белый лист, с которого начнется новая жизнь Леона, светлая и чистая, как и его душа,

После просмотра фильма "Малая Москва" я написала стихотворение:

Как это было при Шекспире
Её бы быть и не должно.
В Советском строящемся мире
Любви вдруг проросло зерно.

Быть может, не было б печально,
Быть может, не было б всего,
Коль не встречались изначально
Два сердца, стоящих того.

Они встречались в тайном месте,
Они не думали о том,
Что не позволят быть им вместе
И не сейчас, и не потом.

Они любили и мечтали
О светлом будущем в горах,
Они готовы даже стали
Всю жизнь быть вместе, но в бегах.

И было всё как у Шекспира,
Печальна участь их была.
Но Вера всё-таки любила,
Счастливо время провела.

Её любовь с ней не скончалась,
Её любовь живёт сейчас
В той девочке, что так осталась
Без матери в столь ранний час.

И пусть печальна повесть эта,
И грустно кончится она,
Мы будем думать не об этом,
А что любовь не предана.

Этими строками я хотела показать, что даже в обществе, где, казалось бы, не должно быть любви, она может неожиданно появиться. Мы не заказываем, в кого влюбляться, природа всё решает за нас. Это история о чистой, светлой и преданной любви, любви, которая переродилась в ребенка, ставшим её символом. Даже и имя главной героини подобрано не случайно, ведь главное же верить, верить во всё хорошее. И опять вспоминаются строки: "Всё будет хорошо"

Всё будет хорошо и у главных героев фильма "0-1-0". Странный фильм, честно говоря, не поняла, почему фильм называется именно так. Но именно этим фильм и привлек моё внимание. Вообще 0-1-0 - это чат, в котором общаются герои фильма, но они ведь живут не в виртуальном мире, а в самом настоящем, полном как слез и разочарований, так улыбок и любви. Семь пар, семь разных судеб, семь последствий одной катастрофы, одного мига, изменившего жизни людей. В фильме много символов. Это и чайки, символы свободы, это и дождь, символ обновлений, это и та контрастность цветов, которые преподносит нам режиссер, показывая в красных тонах аварию, в тусклых - жизнь после аварии и совсем в светлых и солнечных - новую жизнь после дождя. Люди вышли из своих квартир-коробок на свободу, на воздух, люди начали новую жизнь.

Последний день Фестиваля был представлен просто необыкновенным, фантастическим, прекрасным фильмом "Кароль. Человек, который стал папой". Фильм наполнен верой, надеждой и любовью: верой в Бога, надеждой в то, что все невзгоды пройдут и любовью к людям, да-да, не конкретно одному человеку, а ко всем людям. Даже не хочется Папу Иоанна Павла II называть так, хочется назвать его просто Кароль. Ведь это был человек, который не стремился за славой. Вспомните выборы нового Папы католической церкви, когда все боялись, что Кароль откажется стать Папой. Он всегда старался быть ближе к народу, его Вера помогала людям в решении всех бед. Его пытались поймать на антикоммунистических мыслях, но не смогли. А не смогли они это сделать потому, что Кароль не был политическим человеком, он просто помогал людям, как мог. Он старался быть ближе к молодежи, зная, что молодежь - это будущее страны. Он говорил людям, что не в оружии сила, а в слове, он искренне верил, что Любовь победит. Мне сейчас вспомнились слова: "Любовь должна победить. Если любовь не победит, фашизм вернется, но в новых проявлениях". Эти слова были произнесены обычным портным, но именно они помогли понять Каролю свое предназначение. Он понял, что должен дарить людям Любовь, чтобы Любовь победила. Она и победила
Этот фильм, как нельзя, кстати, подобран для закрытия Фестиваля. Потому что Фестиваль и должен был закрыться на оптимистичной ноте. Да, мы знаем, что всё будет хорошо.

В заключение хочется сказать об организации Фестиваля. Спасибо большое за столь разноплановую фестивальную палитру, спасибо за фильмы для молодежи, спасибо за то, что просвещаете нас о жизнь поляков, показываете на жизнь, культуру, быт современных поляков. В этом году в зале было необыкновенно много представителей молодого поколения. А это значит, что польская культура нам интересна. Это то, чего мы раньше не знали, да и не могли увидеть тоже. Единственно, хотелось бы попросить организаторов в будущем высылать побольше короткометражных и анимационных фильмов, а также документалистику, потому что они помогают более глубже понять жизнь поляков.

Спасибо Вам большое за все!

Чараева Лена,

студентка 4 курса Оренбургского Государственного университета

 

Przedsięwzięcie współfinansowane jest przez Stowarzyszenie „Wspólnota Polska” ze środków otrzymanych od Ministerstwa Spraw Zagranicznych Rzeczypospolitej Polskiej w ramach konkursu „Współpraca z Polonią i Polakami za Granicą w 2014 r.”