27 октября 2011 года в жизни пермского прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии состоялось знаменательное событие: приход посетил знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси.
Кшиштоф Занусси родился в 1939 году в Варшаве. По первому образованию он – физик. Лишь после он поступил в киношколу, чтобы впоследствии заниматься деятельностью, которая принесет пану Кшиштофу мировой признание и известность. Во второй половине прошлого столетия польское кино стало настоящим феноменом мирового кинематографа. В то время на весь мир прославились такие мастера, как Анджей Вайда и Кшиштоф Кесьлевский. В одном ряду с ними стоит и имя нашего героя.
Сегодня в Перми уже привыкли к шумихе по поводу приезда всякого сколько-нибудь значимого гостя. Проект «Культурная столица Европы» делает свое дело. Однако наш случай носит совершенно иную окраску.
Во-первых, Кшиштоф Занусси приехал в Пермь не в рамках какой-то пиар-акции, а практически по собственной инициативе. Режиссер стал гостем театра «У Моста», на сцене которого поставил пьесу современного итальянского драматурга Рокко Фамильяри «Запах». Занусси давно знаком с труппой театра и репетировал с актерами еще в своей резиденции в Варшаве. Во-вторых, сам факт приезда такого гостя не был связан с излишним ажиотажем. Ну а в-третьих, Кшиштоф Занусси — фигура отнюдь не дутая. На сегодняшний день это признанный классик европейского кинематографа. Его ленты становились победителями двух кинофестивалей «класса А»: венецианского («Год спокойного солнца», 1984) и московского («Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем», 2000); а картина «Константа» была удостоена приза жюри кинофестиваля в Каннах в 1980 году. Кроме того, картины Занусси неоднократно награждались призами экуменического жюри и ФИПРЕССИ. Фильмы мастера не отличаются сложностью форм изложения или повествования. Он общается со зрителем, главным образом, через саму драматургию (а ведь Занусси еще и сценарист своих фильмов, т.е. каждая рассказанная на экране история прямо является результатом его мыслительной деятельности, личным опытом) и работу с актером. Визуальный ряд является здесь лишь фоном, создающим настроение. Эти картины просты для восприятия, но обращаются к зрителю такому, как сам автор — предъявляющему высокие требования к самому себе. Герои лент всякий раз стоят перед моральным выбором, нравственной дилеммой. Каждый из нас неоднократно оказывался в подобных ситуациях. Главное для Занусси — не собрать полный зал, а найти своего зрителя.
В Перми у Кшиштофа Занусси был весьма плотный график, однако мастер выделил время и посетил (по своей личной инициативе — что еще более неожиданно) местный католический приход. Это событие прошло совсем тихо и внешне незаметно. Пан Кшиштоф приехал чуть позже полудня, немного задержавшись. Осмотрел храм и приходские владения (стоит также напомнить, что Кшиштоф Занусси является действительным членом Папского совета по культуре), а затем заглянул на чашечку чая.
Какого же первое, внешнее впечатление оставляет этот великий художник? Никакого! Внешне он ничуть не отличается от нас с вами. Кшиштоф Занусси всегда выглядел более чем традиционно. Ни малейшей доли эпатажа. Возможно даже, он может показаться скорее ученым, чем представителем творческой профессии. Занусси полностью соответствует тезису о том, что истинный художник должен пользоваться красками, но не должен носить их на себе. И очень скромен – заметно, что встречи с почестями всякий раз его смущают. Он смотрит на собеседника с осторожностью, но его сознание совершенно открыто для диалога. Кшиштоф Занусси не имеет ничего общего с псевдохудожниками-интеллектуалами, купающимися в собственных иллюзиях и дающими ответы не на заданные вопросы, а на те, которые им бы хотелось услышать. Пан Кшиштоф всегда сосредоточен, но в наличии острого чувства юмора ему не откажешь. Он улыбается редко, но совершенно искренне. Его лицо при этом светится какой-то совсем детской непосредственностью.
За час своего пребывания в приходе Кшиштоф Занусси успел рассказать о многом. Его отличительная черта — предельная простота выражения мысли, прямота и аргументированность суждения. Он не стесняется говорить о Церкви и принимает ее такой, какая она есть. Занусси тот редкий художник, который не считает, что Церковь служит ограничителем в искусстве. Более того, он ощущает свою ответственность как перед Церковью в процессе своей работы, так и за Церковь перед своим зрителем. Он нисколько не оправдывает ни спорные решения и высказывания тех или иных церковных деятелей, ни историю католической церкви. Занусси выступает за ответственность. За личную ответственность каждого. На протяжении всей жизни он отстаивает значимость Церкви как духовного и социального института. И в этом его выбор. И ответственность за этот выбор он полностью несет и перед обществом, и перед зрителем, и, в первую очередь, — перед самим собой. В своих картинах он обращается не от лица Церкви, но скорее к ней. Церковь не формирует его вкус и взгляд художника, но он стоит рядом с ней, говорит о ней со зрителем и говорит о ней с ней же.
Кшиштоф Занусси не устает повторять о том, что человек ежесекундно совершает выбор. И из этого складывается практика. А практика в свою очередь влияет на набор и качество навыков. Такова его позиция как художника. И говоря об этом студентам на лекциях, он несет полную ответственность. В фильмографии Занусси не находится места сомнительным проектам, несущим коммерческую выгоду. Мастер говорит, что от такого рода практики теряешь мастерство, и притупляется вкус. Потому Кшиштоф Занусси считает, что художник имеет возможность выбирать, к кому обращаться, но чем тоньше вкус, тем выше риски. И Занусси рискует. Но своего зрителя не разочаровывает.
Пан Кшиштоф иронично относится к тем, кто считает, что в жизни им не везет. «Чтобы выиграть в лотерею, нужно хотя бы заполнить купон», — говорит он. На первый взгляд может показаться, что Кшиштоф Занусси в этой лотереи сорвал джек-пот. Но это поверхностный взгляд. Свой купон Занусси заполняет ежедневно. Он всегда работает, на пассивный отдых времени у него не остается. И в этом он видит свое счастье. Он говорит о том, что всегда нужно ощущать момент, когда от тебя уже ничего не зависит. Когда следует просто положиться на Бога. И если твоя совесть чиста, то опасаться нечего.
Мастер называет себя космополитом. Но вовсе не в извращенном, «советском» смысле слова. А в смысле знания разных культур. По происхождению Занусси — итальянец, ему близка Россия, он объездил весь мир. Но все это не мешает ему оставаться поляком. Более того, он считает себя истинным патриотом Польши, потому что, будучи знакомым со множеством культур, продолжает любить родную. Патриотизм, с его точки зрения, может быть порожден только знанием и быть результатом глубочайшего самоанализа. А толпа людей с агрессивными лицами, изрисованных татуировками, с дубинками и цепями в руках, громко, но крайне невыразительно кричащих – это ли патриоты? А как вы считаете?
Конечно, Кшиштофа Занусси беспокоит и судьба кинематографа как искусства. Беспокоит то, что авторские проекты сегодня часто не находят проката. На фестивалях побеждают азиатские и южноамериканские ленты. Нет, не всегда благодаря художественному превосходству. Из-за моды. Новых тенденций и пристрастий к экзотике. Сам мастер сегодня пока не может найти финансирования для своей новой картины. Это печально. Печально и то, что такая «пустышка» как «Аватар» способна извлечь из кармана мирового зрителя два миллиарда долларов, а именитые художники сегодня не находят средств для воплощения своих замыслов. Но зритель ждет их. И по мнению Занусси ситуация меняется в лучшую сторону. Молодые люди начинают задумываться. И пана Кшиштофа это крайне радует, и он в эту секунду сразу забывает об отсутствии финансирования нового проекта и говорит о том, что в Европе сегодня есть молодые интересные авторы. Лично он наблюдает положительные тенденции и искренне верит, что и в будущем возможно возникновение в кинематографе феномена масштаба Феллини, и что еще будут сняты фильмы, формирующие общественное сознание.
Кшиштоф Занусси не верит тем, кто говорит, что Европа умирает. С его точки зрения, Европа как минимум дышит. А это все-таки признак жизни. И Занусси продолжает верить в Церковь. Церковь жива, и для него это вполне естественно.
Сам Занусси не скрывает: все само по себе аутентично, но форма меняется в зависимости от контекста. Успех для этого мастера – лишь средство осуществления следующего проекта. В контексте времени успех обычно ничего не значит, и часто незамеченные произведения много позже обретают статус шедевра. Вот и в контексте нашей беседы великий польский режиссер Кшиштоф Занусси оказался совершенно простым человеком. Таким же, как и мы все.
Сегодня Кшиштофу Занусси 72 года, но он полон сил и творческих замыслов. Он не вспоминает о своих давних лентах, о наградах. В его мыслях будущие проекты. В его улыбке радость каждому новому дню. В свои 72 года Кшиштоф Занусси — энергичный, современный, любознательный, а главное — молодой человек, продолжающий распространять весть и о церкви, и об искусстве. Мы в Перми ждем пана Кшиштофа вновь и желаем ему новых творческих свершений.
Лучшее, что приходит в голову после встречи с Кшиштофом Занусси — это посоветовать посмотреть его картины. Они так же сложны и прекрасны, как и их автор. И независимо от того, понравятся вам его работы или нет, время, проведенное у экрана, точно не пройдет даром. Занусси видится своему зрителю самым современным из всех современных режиссеров. А чей зритель Вы?
Стефан СавеллиОн ощущает свою ответственность как перед Церковью
в процессе своей работы, так и за Церковь перед своим зрителем cathmos.ru