Россия—Польша: музыкальный диалог

17.11.2015 12:00

 

 

«Россия—Польша: музыкальный диалог»
Международная конференция. Москва, ГИИ, 16—17 ноября 2015 года

  • Презентация проекта «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Российская премьера в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета. История постановок в Европе и США».
  • Польско-российские музыкальные связи и польская музыка в трудах российских музыковедов.
  • Новый взгляд на польскую музыкальную культуру и творчество композиторов XX—XXI веков.
  • Освещение музыкальных событий на радио и телевидении двух стран.
  • Параллельная программа: концерты, выставка.

16—17 ноября 2015 года Государственный институт искусствознания, Институт Адама Мицкевича в Варшаве и национальная газета «Музыкальное обозрение» организуют и проводят в Москве международную конференцию «Россия—Польша: музыкальный диалог».

В числе организаторов — национальная газета «Музыкальное обозрение», на протяжении своей истории осуществившая несколько совместных проектов с польской стороной. В их числе — выпуск книги И. Никольской «Беседы с Витольдом Лютославским», концерт-презентация книги в Концертном зале имени П.И. Чайковского, информационное партнерство с Московским конкурсом юных пианистов им. Ф. Шопена (работа пресс-центра, издание буклетов, информационное обеспечение).

Координаторы Конференции:

Андрей Устинов (Россия), Александр Ласковский (Польша)

Впервые в новейшей истории музыковеды двух стран обсудят состояние и перспективы российско-польских музыкальных отношений, насчитывающих более двух столетий; взаимодействие музыкальных культур России и Польши.

Конференция пройдет в Государственном институте искусствознания по адресу Козицкий переулок, дом 5.

Приветствия в адрес Конференции направили Специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, посол Республики Польша в России Катажина Пэлчинска-Налэнч, директор Польского культурного центра в Москве Дариуш Клеховский, директор ГИИ Наталия Сиповская, директор ИАМ Павел Поторочин, координаторы Конференции Андрей Устинов и Александр Ласковский.

«Меня необычайно радует тот факт, что польские и российские музыковеды встречаются в Москве, чтобы обменяться опытом и обсудить перспективы сотрудничества на ближайшие годы. Я думаю, это шаг на пути к лучшему пониманию истории культуры обеих стран, и, следовательно, шаг к отрытому диалогу, который так необходим нам сегодня», — говорится в приветствии Посла Республики Польша.

Многоплановая направленность конференции охватывает различные сферы и формы российско-польского музыкального диалога:

  • презентация проекта «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Российская премьера в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета»;
  • польско-российские музыкальные связи и польская музыка в трудах российских музыковедов;
  • новый взгляд на польскую музыкальную культуру и творчество композиторов ХХ—XXI веков;
  • освещение музыкальных событий на радио и телевидении двух стран;
  • разнообразная параллельная программа.

Программа конференции

В первый день пройдет презентация проекта «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Российская премьера в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета».

Это уникальная для России художественная акция, объявленная за полтора года до премьеры, имеющая огромное информационное значение и высокий международный статус.

Проект осуществляется совместно с Институтом Адама Мицкевича.

Опера Вайнберга, написанная в 1967—1968 для постановки в Большом театре, впервые прозвучала только в 2006, в концертном исполнении в Московском международном доме музыки. Благодаря зарубежным режиссерам, прежде всего Д. Паунтни, в 2010 началось триумфальное шествие оперы по сценам мира.

Екатеринбургский театр — первый, взявший на себя миссию представить сценическую версию «Пассажирки» российскому зрителю. Кураторы проекта — директор ЕГАТОиБ Андрей Шишкин и главный редактор «МО» Андрей Устинов — расскажут о том, как идет подготовка к премьере (состоится 15 сентября 2016), о важнейших этапах работы (взаимодействие с польской стороной, кастинг на главные партии, создание сайта и т.д.), о последних постановках оперы в Европе и США.

Во второй день с докладами выступят польские и российские музыковеды.

Одно из главных направлений конференции — исследования польской музыкальной культуры в работах музыковедов двух стран.

На конференции выступят доктора искусствоведения, ведущие научные сотрудники ГИИ:

  • Левон Акопян («Польская музыка как источник идей для русской музыки» на примере фестиваля «Варшавская осень 1960-х гг.),
  • Ирина Никольская («Оперы Зыгмунта Краузе — новое прочтение жанра»),
  • Ольга Собакина («О творчестве Анджея Пануфника и Романа Палестера в годы эмиграции»),
  • профессор Университета Адама Мицкевича в Познани Марчин Гмыс («Музыка “Молодой Польши”: попытка нового взгляда»).

Среди тем докладов:

издательская деятельность (доклад польского музыковеда Даниэля Чихы «Польское музыкальное издательство (PWM): 70 лет служения польской музыке»);

деятельность СМИ (доклад «Как показывать большие музыкальные события: опыт TVP Kultura» ведущего специалиста в этой области, руководителя Музыкальной редакции канала «Культура» на ТВ Польши Роберта Камыка;

«Институт Адама Мицкевича в гостях у Радио “Орфей”» — совместный доклад зам. директора программ радиостанции «Орфей» по концертно-трансляционной деятельности Романа Берченко и руководителя отдела экспертов Института Адама Мицкевича Александра Ласковского).

В музыкальной программе Конференции — концерт джазового трио Алины Млечко из Польши (16 ноября в ГИИ), концерт оркестра Sinfonia Varsovia под управлением К. Пендерецкого, солисты Н. Борисоглебский и М. Рысанов (совместно с Московской филармонией, 17 ноября, Концертный зал имени П.И. Чайковского).

В Зеленом зале ГИИ 16—17 ноября пройдет выставка фотографий и коллажей А. Устинова «INSTRUMENTARIUM».

Моисей Вайнберг «Пассажирка»
российская премьера
первая постановка в России 15 сентября 2016 года
в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета

  • Дирижер-постановщик — Оливер фон Дохнаньи
  • Режиссер-постановщик и художник — Тадэуш Штрасбергер
  • Художник по костюмам — Вита Цыкун
  • О. фон Дохнаньи и Т. Штрасбергер — постановщики оперы Ф. Гласса «Сатьяграха» на сцене ЕГАТОиБ в 2014 году.
  • С июля 2015 О. фон Дохнаньи — главный дирижер ЕГАТОиБ.
  • Партнер проекта — Институт Адама Мицкевича в Варшаве. Информационный агент проекта — национальная газета «Музыкальное обозрение».
  • Кураторы проекта — директор ЕГАТОиБ Андрей Шишкин и главный редактор «МО» Андрей Устинов.
  • Консультант проекта — руководитель отдела экспертов Института Адама Мицкевича в Варшаве Александр Ласковский.

Проект «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Российская премьера. Первая постановка в России» — уникальный для России.

Проект был объявлен за полтора года до премьеры — в дни 70-летия освобождения концлагеря Освенцим, накануне 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Уникальность проекта — не только в самом факте российской премьеры оперы «Пассажирка», но и в колоссальной предпостановочной кампании, широко освещаемой фактически в режиме онлайн на сайтах театра и газеты, в российских и польских СМИ.

Премьера оперы в ЕГАТОиБ в сентябре 2016 года станет и итогом, и кульминацией этой работы, и одновременно — началом нового этапа в оперной жизни России, в нашем приближении к творчеству М. Вайнберга, 100-летие со дня рождения которого будет отмечаться совсем скоро, в 2019 году.

Проект имеет огромное информационное и художественное значение, высокий международный статус, осуществляется в тесном контакте с Институтом Адама Мицкевича в Варшаве.

В июле 2015 года кураторы проекта Андрей Шишкин и Андрей Устинов по приглашению Института Адама Мицкевича посетили Польшу. Был подписан Договор о сотрудничестве в проекте «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Российская премьера. Первая постановка в России» между А. Шишкиным и директором Института Адама Мицкевича Павлом Поторочиным.

Андрей Устинов и Андрей Шишкин встретились с Зофьей Посмыш — польской писательницей, узницей Освенцима, автором новеллы «Пассажирка», по которой была поставлена радиопьеса, снят художественный фильм и написана опера Вайнберга (автор либретто — Александр Медведев).

Зофья Посмыш записала видеообращение к зрителям спектакля «Пассажирка» в Екатеринбурге. Зофья Посмыш приглашена на премьеру оперы в ЕГАТОиБ в сентябре 2016.

Андрей Устинов и Андрей Шишкин побывали в мемориальном комплексе Аушвиц — Биркенау, на территории концлагеря Освенцим, где происходит действие оперы.

В сентябре в Польше, в рамках Договора о сотрудничестве в проекте «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Российская премьера. Первая постановка в России», побывал Т. Штрасбергер. Он также посетил Краков, мемориальный комплекс Аушвиц — Биркенау, встретился с З. Посмыш.

16 ноября во время Международной конференции «Россия — Польша: музыкальный диалог» А. Шишкин, А. Устинов и А. Ласковский в ходе презентации проекта расскажут о том, как идет подготовка к премьере, о деталях проекта, о важнейших этапах и сторонах работы (взаимодействие с польской стороной, кастинг на главные партии, создание сайта проекта и т.д.), о последних постановках оперы в Европе и США.

Опера «Пассажирка», написанная Вайнбергом в 1967—1968 для постановки в Большом театре, впервые прозвучала только в 2006, в концертном исполнении в Московском международном Доме музыки, силами солистов, хора и оркестра Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Дирижировал Вольф Горелик.

  • С 2010 года, благодаря, прежде всего, выдающемуся британскому режиссеру Дэвиду Паунтни, считающему Вайнберга крупнейшим российским композитором после Прокофьева и Шостаковича, началось триумфальное шествие «Пассажирки» по оперным сценам мира. После мировой сценической премьеры на фестивале в Брегенце в июле 2010 года состоялись премьеры:
  • в 2010 году — в Варшаве;
  • в 2011 году — в Английской национальной опере;
  • в 2013 году — в Карлсруэ;
  • в 2014 — в Хьюстоне, затем этот спектакль был показан в Нью-Йорке;
  • 24 февраля 2015 — в Чикаго;
  • 1 марта 2015 — во Франкфурте.

Екатеринбургский театр — первый, взявший на себя миссию представить сценическую версию «Пассажирки» российскому зрителю.

В последние годы во всем мире возрождается интерес к творчеству Вайнберга, в том числе оперному. В частности, опера «Портрет» была поставлена Брегенце, в 2011 в Opera North (Лидс, Англия), в 2013 в Познани, в 2014 на оперном фестивале в Быдгоще.

Оперу «Идиот» дважды ставили в Германии: в 2013 в театре Мангейма, в 2015 — Ольденбурга.

На сезон 2016/2017 намечена постановка оперы «Идиот» в Большом театре России.

Przedsięwzięcie współfinansowane jest przez Stowarzyszenie „Wspólnota Polska” ze środków otrzymanych od Ministerstwa Spraw Zagranicznych Rzeczypospolitej Polskiej w ramach konkursu „Współpraca z Polonią i Polakami za Granicą w 2014 r.”