16—17 ноября 2015 года Государственный институт искусствознания, Институт Адама Мицкевича в Варшаве и национальная газета «Музыкальное обозрение» организуют и проводят в Москве международную конференцию «Россия—Польша: музыкальный диалог».
В числе организаторов — национальная газета «Музыкальное обозрение», на протяжении своей истории осуществившая несколько совместных проектов с польской стороной. В их числе — выпуск книги И. Никольской «Беседы с Витольдом Лютославским», концерт-презентация книги в Концертном зале имени П.И. Чайковского, информационное партнерство с Московским конкурсом юных пианистов им. Ф. Шопена (работа пресс-центра, издание буклетов, информационное обеспечение).
Андрей Устинов (Россия), Александр Ласковский (Польша)
Впервые в новейшей истории музыковеды двух стран обсудят состояние и перспективы российско-польских музыкальных отношений, насчитывающих более двух столетий; взаимодействие музыкальных культур России и Польши.
Конференция пройдет в Государственном институте искусствознания по адресу Козицкий переулок, дом 5.
Приветствия в адрес Конференции направили Специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, посол Республики Польша в России Катажина Пэлчинска-Налэнч, директор Польского культурного центра в Москве Дариуш Клеховский, директор ГИИ Наталия Сиповская, директор ИАМ Павел Поторочин, координаторы Конференции Андрей Устинов и Александр Ласковский.
«Меня необычайно радует тот факт, что польские и российские музыковеды встречаются в Москве, чтобы обменяться опытом и обсудить перспективы сотрудничества на ближайшие годы. Я думаю, это шаг на пути к лучшему пониманию истории культуры обеих стран, и, следовательно, шаг к отрытому диалогу, который так необходим нам сегодня», — говорится в приветствии Посла Республики Польша.
Многоплановая направленность конференции охватывает различные сферы и формы российско-польского музыкального диалога:
В первый день пройдет презентация проекта «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Российская премьера в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета».
Это уникальная для России художественная акция, объявленная за полтора года до премьеры, имеющая огромное информационное значение и высокий международный статус.
Проект осуществляется совместно с Институтом Адама Мицкевича.
Опера Вайнберга, написанная в 1967—1968 для постановки в Большом театре, впервые прозвучала только в 2006, в концертном исполнении в Московском международном доме музыки. Благодаря зарубежным режиссерам, прежде всего Д. Паунтни, в 2010 началось триумфальное шествие оперы по сценам мира.
Екатеринбургский театр — первый, взявший на себя миссию представить сценическую версию «Пассажирки» российскому зрителю. Кураторы проекта — директор ЕГАТОиБ Андрей Шишкин и главный редактор «МО» Андрей Устинов — расскажут о том, как идет подготовка к премьере (состоится 15 сентября 2016), о важнейших этапах работы (взаимодействие с польской стороной, кастинг на главные партии, создание сайта и т.д.), о последних постановках оперы в Европе и США.
Во второй день с докладами выступят польские и российские музыковеды.
Одно из главных направлений конференции — исследования польской музыкальной культуры в работах музыковедов двух стран.
На конференции выступят доктора искусствоведения, ведущие научные сотрудники ГИИ:
Среди тем докладов:
издательская деятельность (доклад польского музыковеда Даниэля Чихы «Польское музыкальное издательство (PWM): 70 лет служения польской музыке»);
деятельность СМИ (доклад «Как показывать большие музыкальные события: опыт TVP Kultura» ведущего специалиста в этой области, руководителя Музыкальной редакции канала «Культура» на ТВ Польши Роберта Камыка;
«Институт Адама Мицкевича в гостях у Радио “Орфей”» — совместный доклад зам. директора программ радиостанции «Орфей» по концертно-трансляционной деятельности Романа Берченко и руководителя отдела экспертов Института Адама Мицкевича Александра Ласковского).
В музыкальной программе Конференции — концерт джазового трио Алины Млечко из Польши (16 ноября в ГИИ), концерт оркестра Sinfonia Varsovia под управлением К. Пендерецкого, солисты Н. Борисоглебский и М. Рысанов (совместно с Московской филармонией, 17 ноября, Концертный зал имени П.И. Чайковского).
В Зеленом зале ГИИ 16—17 ноября пройдет выставка фотографий и коллажей А. Устинова «INSTRUMENTARIUM».
Проект «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Российская премьера. Первая постановка в России» — уникальный для России.
Проект был объявлен за полтора года до премьеры — в дни 70-летия освобождения концлагеря Освенцим, накануне 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Уникальность проекта — не только в самом факте российской премьеры оперы «Пассажирка», но и в колоссальной предпостановочной кампании, широко освещаемой фактически в режиме онлайн на сайтах театра и газеты, в российских и польских СМИ.
Премьера оперы в ЕГАТОиБ в сентябре 2016 года станет и итогом, и кульминацией этой работы, и одновременно — началом нового этапа в оперной жизни России, в нашем приближении к творчеству М. Вайнберга, 100-летие со дня рождения которого будет отмечаться совсем скоро, в 2019 году.
Проект имеет огромное информационное и художественное значение, высокий международный статус, осуществляется в тесном контакте с Институтом Адама Мицкевича в Варшаве.
В июле 2015 года кураторы проекта Андрей Шишкин и Андрей Устинов по приглашению Института Адама Мицкевича посетили Польшу. Был подписан Договор о сотрудничестве в проекте «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Российская премьера. Первая постановка в России» между А. Шишкиным и директором Института Адама Мицкевича Павлом Поторочиным.
Андрей Устинов и Андрей Шишкин встретились с Зофьей Посмыш — польской писательницей, узницей Освенцима, автором новеллы «Пассажирка», по которой была поставлена радиопьеса, снят художественный фильм и написана опера Вайнберга (автор либретто — Александр Медведев).
Зофья Посмыш записала видеообращение к зрителям спектакля «Пассажирка» в Екатеринбурге. Зофья Посмыш приглашена на премьеру оперы в ЕГАТОиБ в сентябре 2016.
Андрей Устинов и Андрей Шишкин побывали в мемориальном комплексе Аушвиц — Биркенау, на территории концлагеря Освенцим, где происходит действие оперы.
В сентябре в Польше, в рамках Договора о сотрудничестве в проекте «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Российская премьера. Первая постановка в России», побывал Т. Штрасбергер. Он также посетил Краков, мемориальный комплекс Аушвиц — Биркенау, встретился с З. Посмыш.
16 ноября во время Международной конференции «Россия — Польша: музыкальный диалог» А. Шишкин, А. Устинов и А. Ласковский в ходе презентации проекта расскажут о том, как идет подготовка к премьере, о деталях проекта, о важнейших этапах и сторонах работы (взаимодействие с польской стороной, кастинг на главные партии, создание сайта проекта и т.д.), о последних постановках оперы в Европе и США.
Опера «Пассажирка», написанная Вайнбергом в 1967—1968 для постановки в Большом театре, впервые прозвучала только в 2006, в концертном исполнении в Московском международном Доме музыки, силами солистов, хора и оркестра Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Дирижировал Вольф Горелик.
Екатеринбургский театр — первый, взявший на себя миссию представить сценическую версию «Пассажирки» российскому зрителю.
В последние годы во всем мире возрождается интерес к творчеству Вайнберга, в том числе оперному. В частности, опера «Портрет» была поставлена Брегенце, в 2011 в Opera North (Лидс, Англия), в 2013 в Познани, в 2014 на оперном фестивале в Быдгоще.
Оперу «Идиот» дважды ставили в Германии: в 2013 в театре Мангейма, в 2015 — Ольденбурга.
На сезон 2016/2017 намечена постановка оперы «Идиот» в Большом театре России.